пятница, 15 января 2010 г.

Битва с едой

Закончились праздничные каникулы, которые для многих были тупым времяубиванием и пузонабиванием. Последний праздничный день для нашей немногочисленной семейки был 13 января, но не как Старый Новый Год, а как празднование дня рождения моей маман.

Давно уже моя родня не собирается так, как это было, когда я была маленькая. Большинство у нас поумирали и множественная часть активных родственников осталась на стороне родни отца. Они там все перцы ушлые, странные и мне малопонятные, потому я с ними особо не общаюсь. Ну да речь не совсем о родне, хотя и о ней тоже в большой части. Речь о еде…

Точнее о Жратве. Жранине. Обжираловке. Кишкоразрываловке.

Когда нас было много и разложенный лаковый стол занимал всю большую комнату у бабушки в квартире, а я не понимала, что приём пищи это не только вожделенные шпроты и салат, а еще и нервотрёпка по готовке кучи блюд, тогда семья готовила множество. Даже так – Множество. Несколько салатов. Обязательно рыба какая-то там. Но плюс еще и птица. С непременной картохой жёлтыми кругляками в огромном белом блюде. Пироги со всякими внутренностями. Печенье песочное, которое я лично помогала выдавливать железными формами разного вида. Яйца, напиханные красной икрой или бутерброды с ней же. Какие-то заливные… Какие-то селёдки в верхней одежде… Даже холодцы. Иногда странные розы из нарезанной завитками картошки и зажаренные в масле – “картошка-фри” назвать эти кренделя язык не поворачивается…

И вот я вобщем-то с удовольствием вспоминаю этот длинный стол, заваленный тарелками с пищей в разных её ипостасях и множество горланящих родственников, болтающих на темы, которые мне, как ребёнку малому, непонятные и скучные. Тогда было многочисленно людно, весело и я так не обжиралась, т.к. ребенка заставить объестся это надо как-то сильно постараться (если только печеньем). Ну и клёво ведь в основном жрать, а не готовить. :)

Ну а в этот день тринадцатого января нас было всего пять человек (двое из которых были добрые соседи), так как основной удар родственнических масс придётся на мою родительницу 16 числа в день второго и основного отмечания дня рож. И я с ужасом думаю, как бы ма не треснула… И вот по какой причине…

Отступление лирическое. Я, когда ко мне приходят гости, ваще не парюсь, чем кормить и как. То, что хочется мне (с учётом аллергий, диет и прочей чепухи, которой страдают возможные гости) мы все и будем есть. К тому же мест посадочных и стола лакированного у меня в дому нету и никто от этого не страдает. Ибо есть мягкий диван, большие подухи на пол, столик в осьминоге и моё чёткое убеждение (при том, что я всё равно накормлю вкусно), что все “сюда не жрать пришли”. Я делаю ради прикола всякие суши, салаты, мясы, картохи печёные и тп. Готовить я всё это могу и при гостях, потому что часто сама их и привожу с собой домой, а ресторана у меня в квартире нету – готовить приходятся мне по приезду. Поэтому болтая с гостями, сидящими на диванчике кухонном я топчусь у плиты и раковины. Всё приготовленное естся из любой попавшейся посуды, т.к. еду надо именно есть, а не глядеть, в чём она лежит – у меня не “лучшие дома ландОна”, зато всё съедобно.

Но такие расстановки не сочетаются с понятиями “как надо принимать гостей” у моей маман. С детства я помню скандалы перед приходом гостей и даже метание посуды по углам по причине недовольства нами с па, как помощниками. Всё делается на пределе, с натугой, а со стороны объёмов – с перевыполнением плана. Метания и беготня просто феерические. Начиная с театральных криков “матерь божья, куда же все сядут!!”, проходя через подбор хоть как-то сочетающихся тарелочек-стакашечек и сервировку стола всякими салфетками-ножами-вилками, кончая вывешиванием лучшей туалетной бумаги, чем юзается обычно. Повезя ма в магазин, покупать ништяки, я хлебнула всякого, выслушивая “время идёт а мы же ничего не купили” и “тут ничего нет! надо на рынок!” рядом с полунапиханной ашанообразной тележкой. Так же, при выборе яблок, я была откровенно поражена нервным упоминанием обязательной инсталляции “ВАЗЫ с фруктами”  на праздничный стол и таскалась с тележкой, размышляя над этой пресловутой “вазой”. В память мою приплыли воспоминания о праздниках у родственников, когда я с реальным недоумением лицезрела эту “вазу”, в которой тоскливо кукожились яблоки, торчали общипанные по причине простоты поедания ветки винограда и гордые концы неприступных бананов. Я спросила, на кой ляд эта ваза нужна вообще, чтоб так из-за винограда и яблок убиваться в магазине, на что мне было сказано что “люди едят глазами” (horror) и “вообще так надо” (кому?).

И вечерком, поедая салатик, запивая его винишком, под вопли мамы, общающейся с тётьНиной и непременно нынче только так громко разговаривающей со всеми, мне представилось, что все эти празднества – особенная игра или спорт. Условно это назвала я ПИЩЕВОЕ МНОГОБОРЬЕ включающее в себя “Метание ваз с фруктами на заданные точки”, “Жонглирование доступными разнокалиберными столовыми приборами”, “Перетаскивание масс посадочных мест на скорость”, “Круговой бег вокруг духовки с курицей в апельсинах”, “Уставляние тарелками доступных поверхностей”, “Нарезание батона под заданным углом” и тому подобные соревновательные мероприятия. Еды готовится столько, что вообще-то можно накормить среднего размера роту. Причём игра приготовлением пищи не заканчивается. Когда приходят гости, хозяева обязаны причитать, как они рвали анус старались, но всё наверное вышло говно так себе, а  гости обязаны говорить, как “всё офигенно” и “ваще лучше не едали за последний год”, а потом с набитыми животами отваливаться на спинки кресел, говоря что уже “очень пьяные” и “не могут больше”, а хозяева должны громко причитать, тыкая в надкушенные, но не побеждённые блюда, “ну вы же совсем ничего не поели!”. Заканчивается многоборье ночным раздражением по поводу рассовываемой по углам холодильника недоеденой жратвы, питиём фестала и предлаганием самым близким отбывающим родственниками кусков с собой в дорогу и “костей собакам” . Картинка многоборья увеличивается при тычке:

БИТВА С ПИЩЕЙ или ПИЩЕВОЕ МНОГОБОРЬЕ

Игра эта жестокая и не каждый с честью доходит до финала. Многие чувствуют свой проигрыш уже на этапе салатов. Кого-то еще добивают закусочки-нарезочки-бутербродики-маринованые и заливные рыбки. По разветвляющейся дороге уходят павшие от алкоголя. Кто-то от жадности падает только за картохой с мясищами и уж самые одержимцы стойкие (или дети) умудряются сожрать немного торта.

Примерно на это я, когда ма причитала, что двух “тирольских” тортиков не хватит на 20 человек, жирно намекнула в надежде, что она будет меньше брызгать кипятком прямо в супермаркете и кричать.

Мне её стало жалко, потому, что увещевания мои успокоиться, пролетали мимо и я с жалостью думаю, как она будет скакать в субботу. В которую я помочь не смогу, т.к. придётся диджеить в клубе. Несмотря на то, что она в подпитии громогласно заявляла, что ей насрать на чужое мнение, всё равно игра эта играется, чтобы напускать пыли в глаза всей нашей странной родне и потому что “так положено” (кем? кому?). Родственники, правда, занимаются тем же друг перед другом обычно, что, видимо заставляет и маман удариться в соревновательность.

Ну чё, а у вас, тех кто это прочитал, как родня развлекается с пищей? Или может вы сами любите поразить сервировкой и блюдометанием гостей и это одна я такой как обычно нонконформист даже в приёме гостей? :)

12 комментариев:

Kica_c_hvostom комментирует...

меня всегда удивляла такая мания в приеме гостей. В каждой квартире, например, есть большой стол. Это хорошо, когда за ним действительно собирается по 20 человек. Но ведь этот стол есть и там, где этой двадцатки сроду не наберется. То есть используется он в полсилы пару раз в году, а остальное время занимает массу места в малогабаритной квартире.

Параноидальная готовка еды на стол - тоже феерия. Я в равной степени люблю готовить и не люблю заморачиваться. То есть, еды-то я наготовлю, могу и выложить это всё "по-ресторанному", но парадная смена из пятнадцати блюд - боже упаси. Если после приема гостей осталось на завтрак, то и хорошо, но совершенно не обязательно.

Как-то так

DarKu комментирует...

Пищевое многоборье - о да - это знакомо....))) Я думала только у меня в семье было такое счастье, но нет видимо традиции сильны... Меня всегда изумляло маниакальное рвение матери в готовке, наезды на меня и сестру, что мы все делаем "неправильно". Готовится все так же со скандалами, но после прихода первого гостя натягивается улыбка. Еще процессе игры хозяйка, у который один глаз накрашен сильнее (не успела изза готовки) должна все время суетиться при гостях (ой кончаются салфетки! а вам подложить салатика? и тп) и то и дело убегать на кухню, проверить как там пташка в духовке... А главное это чудное "так надо, так положенно" объяснение на все времена "так надо" - это аксиома... Вся эта нервотрепка (я не говорю уже о деньгах на это затраченных) только потому что "так надо".
Сама же я совершенно не заморачиваюсь с приходом гостей, видимо насмотревшись на все это в детстве. Я так же спокойно готовлю в их присутствии, а могу вообще ограничится как раз таки бутербродиками))) Ну а столы... Я люблю половой образ жизни, так что подушки-подпопники по нашей квартире валяются о огромном количестве. Думаю и гости чувствуют себя комфортней не сидя за церемониальным столом, а сев так, как и где им удобно

Unknown комментирует...

Очень верно и смешно описано ))
моя Ма почему то вазу с фруктами не жалует...вот ведь даже обидно..но тортики присутствуют, как и салаты, и горячее!! (правда всегда одно) я всегда битву проигрывала, на этапе салатов..всегда с восхищением наблюдаю за теми кто доходит бодро до тортов :)
а вообще вот тут мы пришли к выводу что это советское прошлое.. где "дом - полная чаша" понималось
гипертрофированно буквально ), другим-то похвастать нечем было
не "рембрантами" же! этож классическое видение
голландцами натюрмортов: ваза с фрухтами - центр композиции..
ну и рябчик какой-нибудь с боку ) и вот оно! щастье изобилия

a_pril комментирует...

в нашей семье не особо заморчачивались. были конечно хрустальные салатницы оливье, бутерброды с икрой, но без фанатизма, счас так вообще семейные торжества проходят в лице меня матери и брата, а нам много не нужно :)
а вот у бабка раньше жгла, смена блюд, вазы с фруктами, языки, рыбы, мясы, за огромным столом и с четвероюродными племянниками троюродных внуков.. а сейчас готовые салаты в ленте покупает в изобилии, и не парится

o--v комментирует...

Мне кажется, что в целом прослеживается тенденция, что чем дальше, тем менее трепетно к этому относятся. В моем детстве, я помню, гораздо больше людей чтили вот эти самые приемы с большим количеством родни и с огромным количеством разносолов определенным образом сервированных. Сейчас, я смотрю, все больше и больше людей плюют на все эти традиции. Хотя, конечно, кто как. Бабушка моя еще как-то старалась "не ударить в грязь лицом" перед гостями. Моя мать намного легче ко всему этому относится. Мы с женой вообще никаких приемов не устраиваем. Если кто к нам и придет, то максимум 1-2 хороших знакомых, с которыми можно и не церемониться. Ну и для себя - если новый год или день рождения - то немного совсем жратвы. Ну чуть-чуть чего-нибудь из магазина - кусок краснорыбицы какой-нибудь, колбаски. Пожевать, а не обожраться. Главное в посиделках (что чисто семейных, что с гостями) - это не еда, а общение. К общению пиво или вино какое-нибудь, но тоже не много. Цели напиться нету.
А вообще знаю нескольких людей (все почему-то женщины), которые к гостям не как к приятному времяпровождению относятся, а как к серьезному испытанию. Кстати, проблемы у них не только с этим. Они и дом свой воспринимают не как место, где хорошо. А как противника какого-то. Они дома непрерывно бьются за звание "хорошей хозяйки" какой-то. Не дом для них, а они для дома.

Анонимный комментирует...

Наверное почти у каждого человека есть свой "роман со жратвой")) Некоторым и вправду интересно готовить что-нибудь особенное, но в умеренных количествах, кому-то начхать, они не делают "из еды культа".
Меня, например, просто тресет, когда жене приходится готовить на целую ораву родственников, набивающихся к нам под вечер "трудного дня". Не серверовать и т.д., а тупо обед на 7 персон, 4 из которых которых никто не звал. Помогаю, конечно, но основная нагрузка все же на Светланке((
Что до наших собвственных, званных и ожиданных гостей, то все предельно просто, практически так же как и у тебя. И если я однажды доживу до собвственного дома, лакированного стола на дивизию у меня НИКОГДА НЕ БУДЕТ!!!!!!!!!!!!

Анонимный комментирует...

пардон, оффтоп:
брось мне, пожалуйста, свой адрес на мыло greenstas@yandex.ru, ато на конверте в обратном адресе что-то непонятное с улицей..

flou_l комментирует...

Вот именно так, как описали))
Только еще с обязательным бегом вокруг уже накрытого стола, за который уже сели гости и постоянным докладыванием хлеба, бутербродов, салатов и разогревом "картохи-мяса")) Ну и обязательная "генеральная" уборка дома, с мытьем окон, паласов и вытаскиванием посуды из серванта и ее протиркой))
Это, наверное, просто такой стиль проведения праздников. Мб советский, может какой-то другой. Но у своих родственников и знакомых старшего поколения я только такой и видела.

Я и друзья предпочитаем экспресс-вариант. Либо просто чай со сладостями, либо там суши/пицца. Можно заказать, чаще самостоятельная импровизация))

Анонимный комментирует...

Да-а, помню такие застолья на много гостей ) Но у нас как-то проще, что ли, все проходило. Хотя и салаты, и селедка в шубе, и курица в духовке присутствовали. М.б., все было без напряга потому, что бабушка по деревенской привычке всегда много готовила, и пироги у нас пеклись часто и просто так, не ради гостей.
Так что мне не в напряг приготовить хоть на двоих, хоть на двадцатерых, хоть заранее гости предупредят, хоть среди ночи придут. Всегда салат есть, овощи, рыба, лаваш, тесто и ягоды замороженные - можно что угодно нафантазировать.
А вот бегать специально в поисках "чем бы удивить" и строгать "писятштук ведер салатов" не буду ни за что. Лень :-)

Unknown комментирует...

Блин, точнее не скажешь. Ань, ты видела мой "праздничный "стол": три вилки на четверых да табуретка в качестве дополнительного стола :))
А в детстве все именно так и было.

jekaterina комментирует...

))
очень смеялась читая это))
спасибо) жить буду дольше)))

что касается опыта в таких делах,
то у меня ощущение, что это чисто русское и традиционное чувство, что надо наготовить всего, да побольше, да чтоб еще и красиво выглядело) да чтоб все лопнули)

у меня в семье естесственно бабушки были с такими "замашками",
а мама очень любит иногда выпендриться с готовкой, но, благодаря своей удивительной лени, она скорее сделает немного, но очень круто.
а мы с любимым иногда впадаем в ажиотаж и можем гостям наготовить вкусностей и разложить, как иной раз водится, в одноразовую посуду или в большую кружку салата напихать, если посуды не хватает, но не так, чтоб гости полопались от роскоши и утоляли глаза эстетической красотой того, что они так и так скушают)


soy_leire

Анонимный комментирует...

эээ... заебатый пост.
интересно что русские/совковые тёти умудряются здесь закатывать такие же пиры. туземцы меня поразили абсолютным несоответствием значимости празника и еды подаваемой по поводу. так на самый самый празник - рождество будет только картофельный салат и пару жареных колбас. без лишних клепаний мозги о вазе